БЕЗМОЛВИЕ
Главная arrow Стихи arrow Публикации arrow О направлении познания
11.10.2024 г.
Главное меню
Главная
История
Школа медитации
Публикации
Стихи
Библиотека
Мировое время
Шахматы
Обратная связь
Форум
Архив
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Кто на сайте?
Экспорт RSS
Translate!
EnglishFrenchGermanItalianRussianSpanishLatvianLithuanianUkrainianEstonian
Счетчики


О направлении познания Печать E-mail

24.09.2002 г.

 

О направлении развития процесса познания

 

Сегодня в официальной науке считается незыблемой истинной, - методология научного познания, которая реализует развитие процесса (движение) познания в направлении «от простого к сложному» или от «части» к «целому».

В своих рассуждениях я уже неоднократно обращался к мыслям и высказывал ряд соображений относительно необходимости и возможности другой неотъемлемой составляющей общего (единого) процесса познания, которая реализует развитие этого процесса в противоположном направлении, - «от сложного к простому» или от «целого» к «части».

Сегодня я попытаюсь осветить этот вопрос несколько под другим углом зрения, позволяющим, как мне кажется, получить иные свидетельства разумности и целесообразности такого подхода к процессу познания, как некоему единому феномену природы.

 

Целая плеяда выдающихся экспериментаторов XVI - XVII веков, пожалуй, самый известный из которых - И.Ньютон, добились в своих исследованиях грандиозных и блестящих успехов, задав тем самым, основополагающее направление развития науки, в которой главным и единственным критерием истины любых исследований, является эксперимент. Если быть более точным, то - не эксперимент, как таковой, а те результаты или так называемые «факты», которые они позволяют воспринимать.

Придавая решающее и определяющее значение в процессе познания эксперименту, исследователи неизбежно вынуждены двигаться в этом своем процессе познания в направлении от простого к сложному. Поскольку, чем сложнее познаваемый объект (феномен), тем сложнее и его экспериментальное исследование.

Совершенно очевидно, что в пределе, непосредственно Единое Мироздание (Вселенную) и, прилегающие к нему «части», - не возможно как-то исследовать никакими глобальными экспериментами. Пожалуй, такие эксперименты под силу одному лишь Всемогущему Богу.

Следовательно, тот инструмент (эксперимент), который ученые использовали на протяжении нескольких столетий (а обычные люди, - неосознанно, на протяжении всего периода существования человеческой цивилизации), и к которому успели привыкнуть, доведя «механизм» познания до своеобразного «автоматизма», не взирая на всевозможные технические ухищрения, рано или поздно, но окажется бесполезным.

Масштабы (уровень) исследуемых объектов или феноменов, настолько становится несоизмеримым с экспериментальной возможностью, что наступает то самое закономерное и неизбежное ограничение процесса познания, которое обусловлено его экспериментальной базой.

Можно только предположить, что движущей силой или инструментом процесса познания в направлении «от сложного к простому» (от «Единого» к «Частности»), является «НЕЧТО» отличное от практики эксперимента. И, до тех пор, пока мы не осознаем это «НЕЧТО» и не сумеем овладеть им, мы не сможем продвигаться в этом направлении развития своего познания. А, значит, и будем продолжать оставаться в своем неведенье, ограничиваясь в познании лишь частностями нашего масштаба, а так же областей к ней прилегающих.

 

Самое интересное и невероятное, на мой взгляд, что это «НЕЧТО» можно обнаружить (рассмотреть) в любой Частности. Ведь, Единое и Частность, соотносятся между собой подобно соотношению между «содержанием» и «формой» любой Частности.

Они так же соотносятся, как «мысль» и «слово». Современная наука обратила острие своего внимания на «форму» или «слово» и занимается лишь их исследованием. Однако же, никому не нужно при этом объяснять значимость и важность, а, возможно, и значительно большую важность, так же «содержания» или «мысли».

Полагаю, что достаточно трудно осознать и понять (постичь) те аспекты процесса познания, которые я пытаюсь изложить здесь. Поэтому я позволю себе использовать старый и добрый метод аналогии для некоторых пояснений.

Представьте себе семь различных цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), составляющих в своей гармонии белый свет (цвет). Все они в совокупности, как Единое, образуют белый цвет. Однако попробуйте придумать какой-нибудь эксперимент, позволяющий обнаружить в любом из этих семи отдельных цветов, хоть какую-то частицу белого цвета. Думаю, что этого сделать никому и никогда не удастся.

Более того, если бы мы не обладали знанием Единого белого цвета, то никогда бы и задачи такой перед собой не поставили.

Но, ведь, белый цвет откуда-то берется, он не может возникнуть не из «НИЧЕГО». И, взяться ему негде, кроме как все в тех же отдельных семи цветах, в которых его никак не возможно обнаружить.

 

Ситуация, когда белый цвет как бы одновременно и должен присутствовать во всех семи цветах, и, вместе с тем,  - отсутствует, выглядит на первый взгляд парадоксально. Но это всего лишь иллюзия парадокса, сформированная нашим сознанием автоматически или неосознанно.

В рассмотренном примере, эта иллюзия достаточно легко разрушается и понимается, поскольку мы располагаем соответствующими знаниями и относительно Единого (белого цвета), и относительно Частности (семи отдельных цветов видимого спектра).

 

Нам совершенно очевидно, что, располагая лишь данными относительно отдельных цветов (Частностями), мы оказываемся ни в состоянии какими-либо методами прийти к пониманию белого цвета (Единого). Однако и рассмотреть в белом цвете (Едином), всевозможные отдельные цвета (Частности), так же представляется делом совсем не легким. Хотя в отличие от первого, - вполне выполнимым делом.

Конечно, предложенная аналогия совсем не тождественна той ситуации, с процессом познания, который я позволил себе описать подобным образом. Она обладает множеством издержек. Однако эта аналогия, довольно проста по форме и наиболее близка, по своей сути (из известных мне сегодня аналогий), к тем процессам, которые могут вызвать определенные трудности в их понимании (постижении).

Думаю, что, вряд ли возможно постичь содержание какой-либо частной вещи или феномена, которые по отношению к человеку - исследователю (точнее его сознанию) являются внешними. Мне кажется это справедливым, поскольку для постижения чего-либо, необходимо, чтобы познаваемое и познающее совпали в одном и том же, - в разуме человека.

Поэтому человек в своем инстинктивном и неуемном стремлении постичь что-либо его окружающее, имеет дело лишь с образами этого самого окружающего его Мира, сформированное автоматически (неосознанно) и соответствующим способом в сознании (разуме).

Вот именно на это «...автоматически сформированное соответствующим способом ...», как таковое,  исследователь никогда не обращает своего внимания. Это та самая непререкаемая «объективная реальная действительность», которая и лежит в основе всех человеческих знаний, и научной системы познания в целом.

 

Другими словами, автоматизм и привычки восприятия, - вот какова наша сегодняшняя действительная «объективная реальность», которую мы пытаемся познавать.

Мне кажется, что для обеспечения познания Единого (как в случае с белым цветом), человеку необходимо острие своего внимания направить на самого себя, - «в себя»!

Именно на тот автоматизм, обеспечивающий восприятие человеком (его сознанием) «соответствующим способом».

Воистину, - «Познай себя, и ты познаешь всю Вселенную!»

 

Так, чем же, все-таки, является то «НЕЧТО», с помощью которого можно познать Единое, исследуя себя самого?

Этим загадочным и таинственным «НЕЧТО», является сама Жизнь, как таковая!

Жизнь человеческая, - это самый большой и непрерывный эксперимент, который матушка природа дает в руки каждого человека (исследователя). Только вот, пользоваться результатами этого глобального эксперимента, мы, в подавляющем большинстве случаев, пока еще не научились. Более того, мы нашу жизнь даже не пытаемся рассматривать в таком аспекте.

Она нас интересует и привлекает в другом смысле, в смысле ее внешней формы, т.е. - благополучия, сытости, богатства, власти, славы, образования и т.д.

В подавляющем большинстве случаев, все в жизни людей направленно (устремлено) именно для достижения и приобретения этих иллюзорных ценностей. В том числе, и все знания человеческие, вся информация, служат лишь для достижения этих целей, как индивидуально, так и в составе отдельных групп, слоев и т.д.

Не хочу, чтобы мои слова были восприняты как некий призыв к исключению и отрицанию (неприятию) всех этих прелестей жизни человеческой. Любые крайности, - противоестественны. Сегодняшние ценности жизни являются результатами такой же крайности, однако противоположной, по сути своей.

Жизнь, - это естественный и гармоничный процесс, который не нуждается ни в каких искусственных (выдуманных) перекосах, которые неминуемо на ней же отражаются.

Только понимание этого обстоятельства, способно сохранить ту естественную гармоничность жизни, которая и является ее сутью. Этого совершенно невозможно добиться или приобрести с помощью чего-либо иного, отличного от индивидуального постижения.

 

Если ЗНАНИЕ, - это СИЛА, а ИНФОРМАЦИЯ - ДЕНЬГИ, и все это - ВЛАСТЬ, то ПОНИМАНИЕ (ПОСТИЖЕНИЕ) - превыше всего ЭТОГО вместе взятого!

Невозможно обычным разумом объять сказанное, поскольку невозможно каким-либо знанием или информацией осознать то, что единственным достоянием (собственностью) «навсегда» такого феномена природы, как «человек», является только ПОНИМАНИЕ!

 

Все остальное, такое «ценное» в нашей повседневной жизни, - это всего лишь временные гости на празднике Человека, окружение или условия (среда) его истинного развития.

Думаю, что только в Понимании всего, заключается истинное развитие человека, его эволюционное движение. Это именно то движение разума, которое присуще всему в Мироздании.

 

Алек

 
« Пред.   След. »
Помощь сайту

Если вам понравился сайт и вы хотите поспособствовать его развитию, будем рады вашей финансовой помощи:
Яндекс.Деньги
Я.ру41001675521243

Мировая активность
 
© 2005 – 2024 БЕЗМОЛВИЕ