О направлении познания |
24.09.2002 г.
О направлении развития процесса познания
Сегодня в официальной науке считается незыблемой истинной, - методология научного познания, которая реализует развитие процесса (движение) познания в направлении «от простого к сложному» или от «части» к «целому». В своих рассуждениях я уже неоднократно обращался к мыслям и высказывал ряд соображений относительно необходимости и возможности другой неотъемлемой составляющей общего (единого) процесса познания, которая реализует развитие этого процесса в противоположном направлении, - «от сложного к простому» или от «целого» к «части». Сегодня я попытаюсь осветить этот вопрос несколько под другим углом зрения, позволяющим, как мне кажется, получить иные свидетельства разумности и целесообразности такого подхода к процессу познания, как некоему единому феномену природы.
Целая плеяда выдающихся экспериментаторов XVI - XVII веков, пожалуй, самый известный из которых - И.Ньютон, добились в своих исследованиях грандиозных и блестящих успехов, задав тем самым, основополагающее направление развития науки, в которой главным и единственным критерием истины любых исследований, является эксперимент. Если быть более точным, то - не эксперимент, как таковой, а те результаты или так называемые «факты», которые они позволяют воспринимать. Придавая решающее и определяющее значение в процессе познания эксперименту, исследователи неизбежно вынуждены двигаться в этом своем процессе познания в направлении от простого к сложному. Поскольку, чем сложнее познаваемый объект (феномен), тем сложнее и его экспериментальное исследование. Совершенно очевидно, что в пределе, непосредственно Единое Мироздание (Вселенную) и, прилегающие к нему «части», - не возможно как-то исследовать никакими глобальными экспериментами. Пожалуй, такие эксперименты под силу одному лишь Всемогущему Богу. Следовательно, тот инструмент (эксперимент), который ученые использовали на протяжении нескольких столетий (а обычные люди, - неосознанно, на протяжении всего периода существования человеческой цивилизации), и к которому успели привыкнуть, доведя «механизм» познания до своеобразного «автоматизма», не взирая на всевозможные технические ухищрения, рано или поздно, но окажется бесполезным. Масштабы (уровень) исследуемых объектов или феноменов, настолько становится несоизмеримым с экспериментальной возможностью, что наступает то самое закономерное и неизбежное ограничение процесса познания, которое обусловлено его экспериментальной базой. Можно только предположить, что движущей силой или инструментом процесса познания в направлении «от сложного к простому» (от «Единого» к «Частности»), является «НЕЧТО» отличное от практики эксперимента. И, до тех пор, пока мы не осознаем это «НЕЧТО» и не сумеем овладеть им, мы не сможем продвигаться в этом направлении развития своего познания. А, значит, и будем продолжать оставаться в своем неведенье, ограничиваясь в познании лишь частностями нашего масштаба, а так же областей к ней прилегающих.
Самое интересное и невероятное, на мой взгляд, что это «НЕЧТО» можно обнаружить (рассмотреть) в любой Частности. Ведь, Единое и Частность, соотносятся между собой подобно соотношению между «содержанием» и «формой» любой Частности. Они так же соотносятся, как «мысль» и «слово». Современная наука обратила острие своего внимания на «форму» или «слово» и занимается лишь их исследованием. Однако же, никому не нужно при этом объяснять значимость и важность, а, возможно, и значительно большую важность, так же «содержания» или «мысли». Полагаю, что достаточно трудно осознать и понять (постичь) те аспекты процесса познания, которые я пытаюсь изложить здесь. Поэтому я позволю себе использовать старый и добрый метод аналогии для некоторых пояснений. Представьте себе семь различных цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), составляющих в своей гармонии белый свет (цвет). Все они в совокупности, как Единое, образуют белый цвет. Однако попробуйте придумать какой-нибудь эксперимент, позволяющий обнаружить в любом из этих семи отдельных цветов, хоть какую-то частицу белого цвета. Думаю, что этого сделать никому и никогда не удастся. Более того, если бы мы не обладали знанием Единого белого цвета, то никогда бы и задачи такой перед собой не поставили. Но, ведь, белый цвет откуда-то берется, он не может возникнуть не из «НИЧЕГО». И, взяться ему негде, кроме как все в тех же отдельных семи цветах, в которых его никак не возможно обнаружить.
Ситуация, когда белый цвет как бы одновременно и должен присутствовать во всех семи цветах, и, вместе с тем, - отсутствует, выглядит на первый взгляд парадоксально. Но это всего лишь иллюзия парадокса, сформированная нашим сознанием автоматически или неосознанно. В рассмотренном примере, эта иллюзия достаточно легко разрушается и понимается, поскольку мы располагаем соответствующими знаниями и относительно Единого (белого цвета), и относительно Частности (семи отдельных цветов видимого спектра).
Нам совершенно очевидно, что, располагая лишь данными относительно отдельных цветов (Частностями), мы оказываемся ни в состоянии какими-либо методами прийти к пониманию белого цвета (Единого). Однако и рассмотреть в белом цвете (Едином), всевозможные отдельные цвета (Частности), так же представляется делом совсем не легким. Хотя в отличие от первого, - вполне выполнимым делом. Конечно, предложенная аналогия совсем не тождественна той ситуации, с процессом познания, который я позволил себе описать подобным образом. Она обладает множеством издержек. Однако эта аналогия, довольно проста по форме и наиболее близка, по своей сути (из известных мне сегодня аналогий), к тем процессам, которые могут вызвать определенные трудности в их понимании (постижении). Думаю, что, вряд ли возможно постичь содержание какой-либо частной вещи или феномена, которые по отношению к человеку - исследователю (точнее его сознанию) являются внешними. Мне кажется это справедливым, поскольку для постижения чего-либо, необходимо, чтобы познаваемое и познающее совпали в одном и том же, - в разуме человека. Поэтому человек в своем инстинктивном и неуемном стремлении постичь что-либо его окружающее, имеет дело лишь с образами этого самого окружающего его Мира, сформированное автоматически (неосознанно) и соответствующим способом в сознании (разуме). Вот именно на это «...автоматически сформированное соответствующим способом ...», как таковое, исследователь никогда не обращает своего внимания. Это та самая непререкаемая «объективная реальная действительность», которая и лежит в основе всех человеческих знаний, и научной системы познания в целом.
Другими словами, автоматизм и привычки восприятия, - вот какова наша сегодняшняя действительная «объективная реальность», которую мы пытаемся познавать. Мне кажется, что для обеспечения познания Единого (как в случае с белым цветом), человеку необходимо острие своего внимания направить на самого себя, - «в себя»! Именно на тот автоматизм, обеспечивающий восприятие человеком (его сознанием) «соответствующим способом». Воистину, - «Познай себя, и ты познаешь всю Вселенную!»
Так, чем же, все-таки, является то «НЕЧТО», с помощью которого можно познать Единое, исследуя себя самого? Этим загадочным и таинственным «НЕЧТО», является сама Жизнь, как таковая! Жизнь человеческая, - это самый большой и непрерывный эксперимент, который матушка природа дает в руки каждого человека (исследователя). Только вот, пользоваться результатами этого глобального эксперимента, мы, в подавляющем большинстве случаев, пока еще не научились. Более того, мы нашу жизнь даже не пытаемся рассматривать в таком аспекте. Она нас интересует и привлекает в другом смысле, в смысле ее внешней формы, т.е. - благополучия, сытости, богатства, власти, славы, образования и т.д. В подавляющем большинстве случаев, все в жизни людей направленно (устремлено) именно для достижения и приобретения этих иллюзорных ценностей. В том числе, и все знания человеческие, вся информация, служат лишь для достижения этих целей, как индивидуально, так и в составе отдельных групп, слоев и т.д. Не хочу, чтобы мои слова были восприняты как некий призыв к исключению и отрицанию (неприятию) всех этих прелестей жизни человеческой. Любые крайности, - противоестественны. Сегодняшние ценности жизни являются результатами такой же крайности, однако противоположной, по сути своей. Жизнь, - это естественный и гармоничный процесс, который не нуждается ни в каких искусственных (выдуманных) перекосах, которые неминуемо на ней же отражаются. Только понимание этого обстоятельства, способно сохранить ту естественную гармоничность жизни, которая и является ее сутью. Этого совершенно невозможно добиться или приобрести с помощью чего-либо иного, отличного от индивидуального постижения.
Если ЗНАНИЕ, - это СИЛА, а ИНФОРМАЦИЯ - ДЕНЬГИ, и все это - ВЛАСТЬ, то ПОНИМАНИЕ (ПОСТИЖЕНИЕ) - превыше всего ЭТОГО вместе взятого! Невозможно обычным разумом объять сказанное, поскольку невозможно каким-либо знанием или информацией осознать то, что единственным достоянием (собственностью) «навсегда» такого феномена природы, как «человек», является только ПОНИМАНИЕ!
Все остальное, такое «ценное» в нашей повседневной жизни, - это всего лишь временные гости на празднике Человека, окружение или условия (среда) его истинного развития. Думаю, что только в Понимании всего, заключается истинное развитие человека, его эволюционное движение. Это именно то движение разума, которое присуще всему в Мироздании.
Алек |
« Пред. | След. » |
---|